Практические навыки


 

Перечень 7 практических навыков по оториноларингологии (ЛОР)

  1. Фарингоскопия.
  2. Определение потери слуха (тесты – шепотная и разговорная речь).
  3. Передняя тампонада.
  4. 4. Передняя риноскопия.
  5. 5. Отоскопия.
  6. Непрямая ларингоскопия.
  7. Промывание уха.

Фарингоскопия.

Фарингоскопияметод обследования глотки

Цель: осмотр глотки

Показания: острые и хронические заболевания глотки

Противопоказания: нет

Необходимое  оборудование: осветитель (настольная лампа), лобный рефлектор, шпатель, почкообразный лоток

Практическая значимость навыка: выявление заболеваний в начальном периоде для оказания квалифицированной помощи. Этот метод позволяет непосредственно глазом увидеть наличие патологии в глотке.

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

-Перед процедурой проводим контроль стерильности материалов и инструментов.

-Моем руки и надеваем стерильные перчатки.

-На стерильный лоток укладываем стерильный материал и инструментарий.

 

Выполнение навыка по шагам:

 


Действия Выполнил Не выполнил
1. Правильная позиция врача и больного: сидя друг напротив друга.    
2.  Правильное надевание лобного рефлектора.    
3. Врач правой рукой держит больного за затылок, в левой руке держит шпатель в положении «писчего пера».    
4. Проводит осмотр губ, слизистой оболочки преддверия полости рта, переходной складки, состояние устьев протоков слюнных желез и зубов.    
5. Проводит осмотр дна полости рта, при этом просит больного широко открыть рот и поднять кончик языка кверху, смещая шпателем язык вправо и влево.    
6. Проводит осмотр твердого и мягкого неба, для чего несколько запрокидывают голову больного, отмечая цвет слизистой оболочки.    
7. Проводить интерпретацию результатов исследования    

 

Осложнения при выполнении навыка: возможен рвотный рефлекс. В этом случае пользуются 10 % раствором лидокаина.

 

 

Определение потери слуха

(тесты – шепотная и разговорная речь).

Определение потери слуха – определение слуха больного посредством шепотной и разговорной речи

Цель: диагностика заболеваний уха, выбор оперативного лечения, оценка лечения. Раннее выявление патологии слуха у детей и их диагностика помогает лучшей реабилитации данной патологии

Показания: потеря слуха при острых и хронических заболеваниях уха и не воспалительных заболеваниях уха

Противопоказания: нет

Необходимое  оборудование: таблица Гринберга, отоскоп, лобный рефлектор

Практическая значимость навыка: выявление заболеваний в начальном периоде для оказания квалифицированной помощи. Этот метод позволяет в ранних этапах выявить наличие патологии слуха. Преимущество данного метода – выявление патологии слуха в местах, где нет сложного и дорогостоящего оборудования.

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

 

Выполнение навыка по шагам:

 


Действия Выполнил Не выполнил
1. Проводит отоскопию    
2. Больной должен стоять на расстоянии 6 м. от врача, повернувшись к нему боком, соответственно исследуемому уху.    
3. Проверить остроту слуха на каждом ухе отдельно. Для этого наружный слуховой проход другого уха надо плотно прикрыть пальцем или надавливанием на козелок.    
4. Правильность произношения шепотной речи: врач после выдоха, пользуясь резервным воздухом, шепотом произносит различные слова или цифры низкой и высокочастотной характеристики.    
5. Острота слуха определяется расстоянием в метрах, с которого исследуемый правильно повторяет слова минимум три раза.    
6. Правильность определения нормы восприятия шепотной речи.    
7. Разговорная речь произносится с использованием слов или цифр низкой и высокочастотной характеристики.    
8. Правильность определения нормы восприятия шепотной речи.    

 

Осложнения при выполнении навыка: осложнения не наблюдаются

 

 

Передняя тампонада

Передняя тампонада – метод остановки носового кровотечения, выполняемый заполнением полости носа тампоном

Цель: остановка кровотечения из полости носа.

Показания: кровотечения из передних и средних отделов носа

Противопоказания: нет

Необходимое  оборудование: стерильный марлевый тампон 5х20 см, аппликационный анестетик (10 % Лидокаин), ватный тампон, ушной пинцет, носовое зеркало, шпатель, лобный рефлектор, осветитель (настольная лампа)

Практическая значимость навыка: обладание этим навыком является очень важным для практического врача, ввиду того, что эта патология в повседневной жизни встречается очень часто и повсеместно. Поэтому любой врач должен уметь помочь данным пациентам

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

-Перед процедурой проводим контроль стерильности материалов и инструментов.

-Моем руки и надеваем стерильные перчатки.

-На стерильный лоток укладываем стерильный материал и инструментарий.

 

Выполнение навыка по шагам:

 


Действия Выполнил Не выполнил
1. Произвести переднюю риноскопию, определить  источник кровотечения и объем кровопотери    
2.  Проводят аппликационную анестезию.    
3. С помощью пинцета марлевый тампон вводят  в общий носовой ход соответствующей половины носа, направляя его вначале вдоль спинки носа,  а затем по дну полости носа, зигзагообразно  заполняя последовательно всю носовую полость.    
4. Ноздрю обтурируют ватным тампоном    
5. Проводят контрольную орофарингоскопию    
6. Накладывают пращевидную повязку.    

 

Осложнения при выполнении навыка: при неправильной тампонаде возможны повреждения перегородки носа, при неплотной тампонаде наблюдается продолжение кровотечения

 

 

Передняя риноскопия.

 

Передняя риноскопия – метод осмотра полости носа

Цель: осмотр носовой полости.

Показания: острые и хронические заболевания носа, носовые кровотечения, новообразования в полости носа.

Противопоказания: нет

Необходимое  оборудование: носовое зеркало, лобный рефлектор, осветитель (настольная лампа)

Практическая значимость навыка: выявление заболеваний в начальном периоде для оказания квалифицированной помощи. Этот метод позволяет непосредственно глазом увидеть наличие патологии в носу.

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

-Перед процедурой проводим контроль стерильности материалов и инструментов.

-Моем руки и надеваем стерильные перчатки.

-На стерильный лоток укладываем стерильный материал и инструментарий.

 

Выполнение навыка по шагам:

 


Действия Выполнил Не выполнил
1. Выбор правильного положения для осмотра больного. Правильное надевание лобного  рефлектора    
2. Левой рукой фиксируют голову больного в теменной области, а большим пальцем правой руки поднимают кончик носа кверху,  при этом остальные четыре пальца правой  руки опираются на область лба    
3. Луч рефлектора направляют на область преддверия носа, определяют состояние кожи и волос преддверия носа, наличие трещин, состояние подвижной части перегородки носа.    
4. Поворачивая голову больного вправо и влево    
5. Осматривают кровоточивую зону перегородки носа: состояние и цвет слизистой оболочки полости носа.    
6. Кистью правой руки врач фиксирует голову   больного за теменную область.    
7. Вводят сомкнутые бранши носового зеркала в преддверие носа приблизительно на глубину 1-1,5 см    
8. Проводят осмотр носовой полости в трех позициях: 1-голова слегка опущена книзу, 2-голова несколько запрокинута назад, 3-голова слегка повернута в сторону осматриваемой половины носа    
9. После осмотра, носовое зеркало выводят не полностью смыкая бранши. Проводить интерпретацию результатов передней риноскопии    

 

Осложнения при выполнении навыка: при неправильном (грубом) выполнении манипуляции возможны повреждения перегородки носа, приводящие к носовым кровотечениям

 

 

Отоскопия

Отоскопия – метод осмотра уха

Цель: осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

Показания: острые и хронические заболевания наружного и среднего уха

Противопоказания: нет

Необходимое  оборудование: ушная воронка, лобный рефлектор, осветитель (настольная лампа) или отоскоп

Практическая значимость навыка: выявление заболеваний в начальном периоде для оказания квалифицированной помощи. Этот метод позволяет непосредственно глазом увидеть наличие патологии в ухе.

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

-Перед процедурой проводим контроль стерильности материалов и инструментов.

-Моем руки и надеваем стерильные перчатки.

-На стерильный лоток укладываем стерильный материал и инструментарий.

 

Выполнение навыка по шагам:

 


Действия Выполнил Не выполнил
1. Правильное надевание лобного рефлектора    
2. Правильное положение больного: больной садится напротив врача, несколько наклонив туловище в его сторону, а голову отклонив к противоположному плечу.    
3. Общий осмотр области уха, пальпация и перкуссия  околоушной области    
4. Направление луча рефлектора на наружный слуховой проход, оттягивая правой рукой ушную раковину кверху и кзади (у грудных детей книзу и кзади) при осмотре левого уха,  левой рукой при осмотре правого уха    
5. Подбор соответствующего размера ушной воронки    
6. Правильное удержание ушной воронки: тремя пальцами (одноименной с исследуемым ухом)  руки удерживают воронку в положении  «писчего пера» и вводят ее суженным концом в наружный слуховой проход, осторожными вращательными движениями.    
7. Правильность описания содержимого наружного слухового прохода, состояние кожи его стенок    
8. Правильность осмотра и описание опознавательных признаков барабанной перепонки (цвет, передние и задние складки, рукоятка молоточка, пупок, световой конус,   расслабленная и натянутая части)    
9. Правильность интерпретации полученных     результатов по рисунку барабанной перепонки    

 

Осложнения при выполнении навыка: при грубом выполнении манипуляции возможны повреждения кожного покрова, приводящие к фозникновению фурункулов

 

 

Непрямая ларингоскопия.

Непрямая ларингоскопия – метод обследования гортани при помощи гортанного зеркала

Цель: осмотр гортани

Показания: острые и хронические заболевания гортани

Противопоказания: нет

Необходимое  оборудование: лобный рефлектор, осветитель (настольная лампа), гортанное зеркало, салфетка, спиртовка

Практическая значимость навыка: выявление заболеваний в начальном периоде для оказания квалифицированной помощи. Этот метод позволяет непосредственно глазом, через зеркало увидеть наличие патологии в гортани.

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

-Перед процедурой проводим контроль стерильности материалов и инструментов.

-Моем руки и надеваем стерильные перчатки.

-На стерильный лоток укладываем стерильный материал и инструментарий.

 

Выполнение навыка по шагам:

 


Действия Выполнил Не выполнил
1. Выбор удобного положения для больного    
2. Правильное надевание лобного рефлектора    
3. Гортанное зеркало держат в правой руке за ручку в положении писчего пера.    
4. Нагревают зеркальную поверхность гортанного зеркала над пламенем спиртовки или горячей воды t=45-50 гр.    
5. Проверяют степень нагрева о тыльную поверхность своей кисти.    
6. Первым пальцем левой руки сверху и третьим пальцем левой руки снизу захватывают обернутый марлевой салфеткой кончик языка, оттягивая его книзу, а указательным пальцем приподнимают верхнюю губу исследуемого    
7. Гортанное зеркало проводят через полость рта, устанавливая тыльную поверхность зеркала к основанию языка под углом около 300 (не касаясь   корня языка и задней стенки глотки).    
8. На зеркальную поверхность наводят луч рефлектора    
9. Изменяя угол зеркала, рассматривают отражающиеся  в нем корень языка, язычную миндалину, боковые  стенки гортаноглотки, грушевидные синусы. Под  углом 45 гр. осматривают отраженное изображение     гортани.    
10. Сначала извлекают гортанное зеркало из  полости рта, затем отпускают язык    

 

Осложнения при выполнении навыка: возможен рвотный рефлекс, для предотвращения которого используется спрей 10% го Лидокаина

 

 

Промывание уха

Промывание уха – метод санации наружного слухового прохода

Цель: удаление серных пробок и выделений из наружного слухового прохода при заболеваниях наружного и среднего уха

Показания: выделения из уха, серная пробка, инородные тела

Противопоказания: сухой эпи-мезотимпанит

Необходимое  оборудование: лобный рефлектор, осветитель (настольная лампа), ушная воронка, ушной зонд, вата, почкообразный  лоток, шприц Жанне, дезинфицирующий раствор, полотенце

Практическая значимость навыка: практическая значимость этого метода заключается в восстановлении слуха у людей, что является очень важным для нормальной жизнедеятельности.

-Доступно объясняем суть процедуры, создаем у пациента положительную настроенность, стремление к выздоровлению.

-Перед процедурой проводим контроль стерильности материалов и инструментов.

-Моем руки и надеваем стерильные перчатки.

-На стерильный лоток укладываем стерильный материал и инструментарий.

 

Выполнение навыка по шагам:


Действия Выполнил Не выполнил
1. Правильное надевание лобного рефлектора и проведение отоскопии    
2. Подбор удобного положения и правильное разъяснение  поведения для больного.    
3. Правильный подбор  лекарственных  препаратов и инструментов  для промывания  уха.    
4. В шприц Жане набирается 100-150 мл. теплого раствора фурацилина в концентрации 1:5000, с температурой  близкой к температуре тела.    
5. Укладывают полотенце на плечо со стороны  промываемого уха. Под ухо устанавливается  почкообразный  лоток, который  держит  больной, прижимая его к  коже.    
6. Провести  посредством  большого  и указательного  пальцев  руки  оттягивание  ушной раковины  кверху  и кзади для  выпрямления  наружного  слухового  прохода,  а средний  палец  этой  же руки  служит  опорой  для  шприца  на случай  неправильного  движения  головой пациентом.    
7. Правой рукой врач держит шприц Жанне, рабочий конец которого вводится в наружный слуховой проход в направлении её задне-верхней стенки.    
8. Проводят надавливание на поршень толчкообразным  движением, направляя струю жидкости по задне-верхней  стенке  наружного  слухового прохода.    
9. Правильно проводит очистку наружного слухового прохода, удаляет остатки жидкости.    

Осложнения при выполнении навыка: возможны головокружение, потеря сознания, вторичное воспаление, повреждение барабанной перепонки. Для предотвращения головокружения и вегетативных реакций температура используемого раствора должена быть примерно равной температуре тела. Для предотвращения вторичного воспаления необходимо хорошо просушить наружный слуховой проход после манипуляции